Зачем дошкольнику экономика?

Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка?
Может, стоит подождать, пока ребёнок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятно и без объяснения взрослых?
Так полагают многие родители, позицию которых, мы, педагоги, безусловно, считаем ошибочной.
Поясним, свою точку зрения на эту проблему, и попытаемся убедить сомневающихся.
Личный опыт работы с детьми в детском саду и наблюдения позволяют сказать: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, а именно – с дошкольного возраста.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Впервые экономическое воспитание в дошкольном детстве в свою программу материнской школы включил Я.А. Каминский, родоначальник педагогической научной школы.
Огромную роль Каминский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали избегать «ленивого досуга». Реализация данной программы в детском саду должна быть согласована с желанием родителей. Ведь семья – это «реальная экономика», и в ней «… дети не учатся жить, а живут…».
Показатель готовности - наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями (например, ребенок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя, более экономически сознателен, чем его ровесники из богатых семей, привыкшим к домработнице и бесконтрольному расходования денег).
Экономическое воспитание, которое мы предлагаем в работе с дошкольниками не ставит перед собой далекие цели – готовить экономистов. Мы руководствуемся повседневными целями, близкими для каждого человека, его семьи, друзей. Это означает , что экономическое воспитание, в первую очередь, воспитывает хозяина для семейной жизни, для общества, в котором живет человек.
Современное определение понятия «Экономика» обрело более широкое толкование: «народное хозяйство страны», «экономическая жизнь».
Предлагаемые материалы помогут решить следующие задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста.
2. Научить понимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.
3. В процессе нравственного, трудового и экономического воспитания у ребенка формировать такие качества, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Необходимость экономического образования во взаимосвязи с трудовыми и нравственными – основной принцип, заложенный в разработку экономического воспитания дошкольников. Исследования психологов и педагогов показали, что во всестороннем развитии ребенка чрезвычайно велика роль его практической деятельности – труда, вместе со взрослым.
Поэтому в следующей статье обсудим вопросы трудового воспитания, через обогащение привычных видов детской деятельности.