Взаимосвязь развития речи ребенка и его социального окружения

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит «нормальную» речь, тогда это влияние можно считать благотворным, но если это не так, неблагоприятная речевая среда может вызвать задержку речевого развития.
Зачастую многие родители игнорируют особенности детской речи, или, что еще хуже, не только умиляются, но и начинают подражать ей, что формирует нездоровую речевую среду в семье. Не нужно надеяться на то, что когда ребенок вырастет , речь сама придет в норму. Это не так. Чем дольше в семье потакают неправильной речи ребенка, тем прочнее закрепляется неправильное произношение и тем больше возникает проблем при обучении в школе.
У большинства детей к 5-6 годам внятность речи достигает нормы и большинство звуков «встает» самостоятельно, включая и пресловутый звук [р]. Однако в силу неблагоприятной речевой среды в семье, социальных и педагогических особенностей, а также если в семье общение происходит на двух или нескольких языках, речевое развитие может задерживаться до 7-9 лет.
Не стоит забывать о возрастных особенностях развития речи. Если у вашего ребенка отсутствует или искажен звук [р] без видимых анатомических аномалий (например, короткая подъязычная уздечка), это возрастная особенность. Но если он уже пошел в школу, а картавость сохраняется - это уже стойкий дефект и ребенку нужна помощь специалиста. Если уздечка короткая, такое отклонение считается патологическим и требует врачебного вмешательства.
Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, патологическим расположением аденоидов, искривлением носовых ходов и др. Иногда лишь в процессе логопедической помощи можно определить причину речевого нарушения. Зачастую у ребенка нет никаких анатомических особенностей органов артикуляционного аппарата или же проблем со здоровьем иного рода, что могло бы отрицательно сказаться на речи ребенка. Но, тем не менее, малыш плохо говорит, тогда стоит обратить свой взор на общение в семье. Возможно кто-то в семье «сюсюкает» с ребенком или имеет недостатки в речи (картавость и т.п..) Без наличия благоприятной языковой среды невозможно развитие речи. Дети, выросшие вдали от человеческого общения (дети-Маугли), даже будучи абсолютно здоровыми, практически не в состоянии овладеть речью, поскольку их развитие происходило вне речевой среды.
Многие родители опасаются отдавать «хорошо говорящего ребенка» в детский сад, поскольку справедливо полагают, что его речевое развитие может значительно замедлиться. Речь дошкольника развивается только через подражание, особенно сильное влияние оказывает речь других детей. Трудность такого рода можно преодолеть правильной организацией языковой культуры в группе детского сада, где ведущую роль , безусловно, играет воспитатель, а также благоприятной речевой среды в семье. Так как же избежать отклонений в речевом развитии малыша? Для этого необходимо:
- добиваться правильного произношения слов;
- расширять словарный запас;
- развивать мелкую моторику;
- не коверкать слова при общении с ребенком;
- поправлять неправильное произношение ребенка;
- обеспечивать хорошую речевую среду ребенку;
- придерживаться в общении с ребенком одного языка;
- читать больше книг ребенку;
- объяснять значение каждого слова;
- добиваться правильного произношения.
Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, а он все еще плохо говорит, необходимо обратиться к специалисту. Чем раньше это случиться, тем быстрее вы справитесь с речевыми «затруднениями», тем меньше у ребенка будет проблем в школе.
С ув. учитель-логопед Заворохина И.В. ( По материалам журнала «Логопед»)