Познавательные сказки

 

 

Вторая сказка, которую Вы, можете прочитать вместе с ребенком, будет посвящена воде.

"РОДНИК"

С давних пор на дне оврага жил веселый и щедрый родничок. Чистой студеной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатер.

Весной по склонам оврага белела черемуха. Среди ее кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнезда.

Летом разнотравье пестрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчелы.

В погожие деньки Артем с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал старичку спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, внучек играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага. Однажды Артем пошел за водой один и встретил ребят из соседнего дома – Андрея и Петю. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артем тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам. 

Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Когда шумная беготня надоела, ребята стали бросать в родник ветки и камни. Артему новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый веселый родничок, но Андрюша и Петя были старше своего друга на целый год, и он давно мечтал подружиться с ним. 

Как бы вы поступили на месте Артема?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камня, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артем присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки. «Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?» Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артема хоровод. Насекомых становилось все больше, они порхали все быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артема закружилась голова и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба лился на землю знойный воздух. Артему стало жарко и очень захотелось пить. Он побрел по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал веселый родничок. Черемуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинами, был изрезан оползнями, ведь трав и деревьев больше не скрепляли почву. Неслышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек. «Куда делся родник, что случилось с оврагом?» - подумал Артем. 

Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артемка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – и внук рассказал обо всем дедушке. Дедушка внимательно выслушал его и предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдем очищать родник от мусора. Дедушка и Артем открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы, которые можно обсудить с ребенком после прочитанной сказки

1. Куда Артем с дедушкой ходили за водой?

2. Что случилось с родником?

3. Как Артем с дедушкой помогли источнику?

Ребенок подрастает и, кроме любви, ласки и внимания взрослых, ему нужны новые знания об окружающем мире. Они обогащают словарный запас дошкольника, развивают его речь и логическое мышление. Формируют яркую цветную картину мира, расширяют кругозор и пробуждают фантазию. Для развития детского кругозора, предлагаю серию познавательных сказок, в которых рассказывается о свойствах воздуха, земли, воды, а также о том, что планета Земля – общий дом для множества живых существ, в том числе человека. Ее надо любить, беречь, относиться к ней внимательно и бережно. Познавательные сказки подарят детям новую, интересную для них информацию, а ведь известно, что тот, кто владеет знаниями, владеет миром!

Итак, первая сказка о воздухе.

Южный ветерок

Жил-был южный Ветерок. Он родился над морским простором в тех краях, где никогда не бывает ни холода, ни снега. Ветерок то скользил над синими волнами, вскипающими барашками, то залетал в сады и парки, где благоухали розы и магнолии. Весной Ветерок отправлялся в далекий путь на Север. Он нес с собой теплый воздух, пахнущий морем и цветами. Растения, насекомые, птицы, звери и, конечно, люди с нетерпением ждали его. Ведь южный Ветерок помогал Солнцу растопить снега и льды, после чего на деревьях набухали почки, расцветали цветы, просыпались шмели и бабочки, возвращались перелетные птицы, радовались звери – словом, зима уступала место весне!

Вот и на этот раз южный Ветерок собрался в долгое трудное путешествие. Он торопился на встречу с друзьями. Ветерок летел над реками и лугами, болотами и лесами. Все, к чему он прикасался, просыпалось и оживало. Деревья радостно шелестели ветвями, приветствуя его, птицы встречали звонкими трелями. Они знали, что если прилетели южный Ветерок, значит, пришла пора вить гнезда и выводить птенцов.

Ждала южный Ветерок и девочка Лена. «Я распахну окно. Ветерок, зашуршав занавесками, влетит в душную комнату и наполнит ее свежим весенним воздухом. А на клумбе под окном расцветут нарциссы и тюльпаны», - мечтала Леночка.

Путь южного Ветерка лежал через большой город. Он прилетел сюда в полдень и увидел, что над городом стелется густой едкий дым. Он выходил из трех огромных фабричных труб, и его клубы застилали все небо. Раньше Ветерок не замечал этих труб. «Наверное, фабрику построили недавно», - подумал он. От едкого дыма Ветерок чихнул и закашлялся. Он хотел облететь дым стороной, но тот слился с воздушными потоками, которые нес Ветерок, и полетел вместе с ними.

Чем дальше летел над городом Ветерок, тем его прозрачные легкие крылья становились темнее от городской копоти, пыли и выхлопных газов множества автомобилей. Теперь Ветерок нес с собой не ароматы цветов и моря, а запахи гари и бензина. «Что же делать? – растерянно думал Ветерок. – Не могу же я таким грязным прилететь к своим друзьям. Ведь я принесу им вредный воздух».

Но тут Ветерок встретил темную грозовую Тучу и попросил ее: "Уважаемая Туча! Помоги мне, пожалуйста! Полейте меня дождем, смойте с меня сажу и пыль! "

"Так и быть", - согласилась Туча. Сверкнула молния, загремел гром, и из Тучи хлынул ливень. Дождевые струи смыли с крыльев Ветерка грязь, и они снова стали чистыми и прозрачными, как стекло. Ветерок обрадовался, поблагодарил Тучу и полетел дальше, неся с собой влажный чистый воздух.

Всю ночь Ветерок летел над лугами и лесами, а утром прилетел к дому, в котором жила девочка Лена. Она проснулась, разбуженная ярким солнечным светом, подошла к окну и распахнула его. Тотчас южный Ветерок влетел в комнату. Он заиграл шторами и зашуршал страницами отрытой книги. Лена глубоко вдохнула и прошептала: "Какой чудесный воздух! Спасибо, южный Ветерок. Ты принес нам весну!"

После прочтения сказки, ребенку можно задать вопросы для того, чтобы помочь ему проанализировать услышанное. Вопросы:

1. Куда Ветерок отправился весной?

2. Почему растения, насекомые, птицы, звери и люди с нетерпением ждали его?

3. Почему, пролетая над городом, Ветерок стал грязным?

4. Почему загрязненный воздух вреден для растений, животных и людей?

5. Кто помог Ветерку очиститься от пыли и копоти?

6. К кому (или к чему) еще мог обратиться Ветерок за помощью?

Приятного прочтения и общения с ребенком, Светлана Александровна.

Источник: Шорыгина Т.А. «Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях»