"Детский дизайн" (Е.С. Колосова)

« Творчество- это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое»

Л.С. Выготский

      Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает  жизнь ребенка  богаче, полнее, радостнее.

   Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений .

   Развитие наблюдательности и аналитического мышления, ознакомление с основами дизайнерской деятельности, воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем.

       Основная цель дизайна– приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении  своего видения мира.

  Приобщение дошкольников  к  архитектурно-художественному дизайну и моделированию предметов с аранжировками-украшениями из разных материалов,   способность видеть необычное в обычном  мы используем на занятиях детским дизайном.

  Новизна предлагаемой программы- её содержание, виды продуктивной деятельности, использование новых техник и материалов. Работа с разнофактурными материалами развивают сенсорные способности, интеллект ребенка. В НОД  спользуется синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Изучая художественно – конструктивный дизайн программа способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи. Работа  по данной программе  развивает художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к  самостоятельному творчеству, способность к анализу и обобщению

    В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка  . Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

   Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы, церкви), так и современного ( небоскребы , торговые центры ).

    В рамках  реализации раздела Архитектура –  долгосрочный проект: каждая группа строила дом, как визитная карточка группы. В дальнейшем  игра в доме.   В процессе  интегрированной НОД (дизайн и экономика)  созданы рекламы  домов будущего. А в заключении, блока Архитектура- созданы дома (перед каждой  возрастной  группой  ставились  свои задачи ). Дома – небоскребы в подготовительных группах,  в старших группах- дома – в которых  по разным визитками можно  было узнать: кто в этом доме живет?

      А в младшей группе - дома стоились совместно с родителями (подробная информация в разделе Новости).

 Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: модульное и кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере (следующий блок). Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер. Подбирают  и создают обстановку  кукольных комнат  не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера. Создают рекламные проспекты- по  изготовлению и продаже мебели.

    Следующий блок-дизайн одежды. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью .Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению  судят о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. Создают журналы мод , модных тканей, карнавальных костюмов.

    С целью мониторинга качества знаний и в качестве психологической разгрузки проводили игры: «Дом», "Архитекторы и строители», "Магазин мебели», "Магазин одежды", «Юный дизайнер», «Укрась костюм» «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон»,и .д.  

     Создавали фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр, подбирали обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявили себя активными участниками инсценировок, придумывали гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).

    В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к окружающему миру, к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Происходит  формирование у детей устойчивости замысла, умение планировать свой результат , стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка. Занятия (как занимательная деятельность) дизайн-деятельностью воздействуют  на ум, волю, чувства детей, побуждают их к творческому самовыражению. А также решается психологическая задача –  эмоционального комфорта, ощущение радости детства.  

DSC00827 DSC00828 DSC00833 DSC00835 DSC00836 DSC00905 DSC00905 DSC00906 DSC00908 DSC00909 DSC00910 DSC00911 DSC00913 DSC00914 DSC00915 DSC00916 DSC00917