Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения).
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети стесняются обращаться к кому-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу.
Родители обеспокоены такими проблемами как:
-готовность ребенка к школе;
-усвоит ли ребенок школьную программу;
-примет ли ребенка коллектив.
Но мы забываем о том, что одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:
– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);
– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;
– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;
– умения обращаться с просьбой;
– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет";
– умения оказывать сочувствие, поддержку;
– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;
– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;
– умения реагировать на попытку вступить в контакт.
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Коммуникация предполагает:
-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества;
-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;
-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом;
-для достижения результата;
-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.
Коммуникация - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.
В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.
У ребенка в этом возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь. 
Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.