Диалогические умения у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Одна из ключевых задач дошкольного образования – речевое развитие. Речь открывает дошкольнику доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи развивается познавательная сфера ребенка, формируется его внутренний мир.
Диалогическая речь имеет особое значение в развитии дошкольников. Развитая диалогическая речь служит для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам. Но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играют при этом и умения диалогической речи ‒ приемы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог.
Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает другим детям свое мнение, сверстники активно избегают его, и ребенок может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении.
Основная цель развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Поэтому задачи обучения не должны заключаться лишь в освоении вопросно-ответной формы.
У детей следует развивать целый ряд диалогических умений, среди которых выделяют следующие:
1. Умение вступать в общение (начать разговор с разными людьми в различных обстоятельствах, наличие инициативы в диалоговом общении);
2. Умение поддерживать и завершать общение (активное стремление поддержать и продолжить общение; умение слушать и слышать собеседника, переспрашивать, задавать вопросы и отвечать на них, учитывать условия и ситуацию общения);
3. Умение соблюдать правила культуры диалога (вежливо обращаться к собеседнику, не перебивать, использовать различные формы обращение, приветствия, прощания, благодарности и т.д.).
Приятного вам общения!