Удивительный мир воображения или как не мешать своему ребёнку развиваться

Воспитание ребенка накладывает определенную ответственность на родителей. Родители чувствуют, что жизнь их ребенка зависит только от них, и поэтому они должны научить его всему самому правильному, самому нужному и самому важному. Некоторые считают, что в этом и есть их основное предназначение, их долг - передать детям весь свой опыт, все свои знания, все самое лучшее; сделать так, чтобы детям жилось лучше, чем жили они сами. За этим хорошим намерением стоит очень большая проблема – это стремление может сделать жизнь ребенка такой, какой ее представляют родители. А это вряд ли сделает ребенка счастливым.
Например, ребенок с горящими глазами смотрит на то, как играют в футбол, Вы - на то, как играют на скрипке. Поэтому Вы берете ребенка за руку и ведете его в музыкальную школу. Не стоит ждать, что он достигнет больших успехов. Вы, скорее, научите его лишь справляться с тем, что его желания притесняют. Также возможно, он научится отстаивать свою индивидуальность разными способами: пропускать занятия, болеть, врать, скандалить, не слушаться и плакать. Возможно, он смирится и подчинится вашим требованиям. В этом случае Вы все меньше будете видеть в его глазах огонь, желание жить, делать что-то и радоваться. Что в результате? Не кажется ли, что таким образом Вы заставляете ребенка делать то, что нравится Вам? Может быть, стоит самому научиться играть на скрипке, а ребенок пусть играет в футбол?
Если Вы садовник, и точно знаете, как сделать Ваши цветы самыми замечательными – отлично. Но представьте себе, что в вашем саду растет уникальный, неизвестный цветок, о котором вы ровным счетом ничего не знаете. Не смущает ли Вас, в этом случае, Ваша полная уверенность, из-за которой Вы настойчиво предлагаете для этой уникальности то, что хорошо для других? Или, быть может, то, что Вам хотелось бы самому?
Хорошо если Вы сможете рассмотреть в ребенке его уникальность, и с уважением будете относиться именно к ней, то процесс его развития будет гармоничным, радостным для Вас и полезным для него. Если же Вы захотите непременно настоять на своем, предлагая своему ребенку выполнять те требования, которые считаете самыми важными и самыми нужными, требуя от него успехов и достижений, которые ценны для Вас, непременно задайте себе вопрос: «Для кого я это делаю? Кому это нужно?».
Если все-таки больше Вам, чем ребенку, значит, Вы действуете не в унисон с его внутренней природой, а, скорее, в унисон со своей собственной. Жаль, что, как правило, цели родителей и детей не совпадают.
Дети и воображение это две неразделимые вещи. Вспомним себя в детстве, как ребенок легко умеет перевоплощаться, в игре: вот он водитель грузовика, или врач, потом он тут же становится учителем...
Но иногда это удивительную особенность можно направить в нужное русло. Чтобы ребенок вырос творческим и креативным. Иногда уделяется недостаточно внимания для развития воображения. А ведь воображение – это путь познания мира, ведь именно воображение дало возможность изобрести человечеству автомобиль, космический корабль и многое другое. Развитие воображения и фантазии очень важно для ребенка.
Малыши, у которых развито воображение, как правило, вырастают творческими и креативными личностями, гораздо легче приспосабливаются к миру. Вообще воображение формируется безусловно не с самого рождения, а по мере взросления ребенка, в том момент когда ребенок получает новую информацию и использует ее в своих фантазиях. Задача родителей – поощрять любознательность ребенка и оказывать помощь в развитии.
Есть много разных игры и упражнений на развитие воображения.
Вот некоторые из них:
Сказки и истории.
Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать и воображение. Дочитайте книгу до определенного момента и предложить малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны и удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

  • Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов. Для ребенка главное — расширять свои познания.
  • Изменяйте свой голос, когда читаете от лица разных персонажей.
  • Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.
  • Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию. К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».
  • Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.
  • Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости.
  • Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения. Со временем он поразит вас своей изобретательностью.
  • Игры по ролям. Казалось, что может быть проще, чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а ребёнок будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, да и если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.
  • Запаситесь реквизитом. В игре может пригодиться абсолютно все: полотенце, пластмассовые бусинки, коврик для ванны, многочисленные мягкие игрушки. Как правило, простые вещи оказываются самым подходящим реквизитом для игры.
  • Поощряйте детские игры с вымышленными персонажами.
  • Также можно предложить малышу закрыть глаза и спросить, что напоминают звуки мелодий, сигнал автомобиля, шум улицы, магазина, скрип двери, шелест листвы, раскаты грома. Предложите ребенку потрогать разные предметы. Предложите ребенку потрогать пушистый мех, шелковый платок, наждачную бумагу, пружинку, пульт дистанционного управления, кусочек фольги и т. д.
  • Можно красками или фломастерами рисовать волшебных героев сказок. Или вы можете предложить нарисовать зверей, которые не существуют, или инопланетные города, волшебные машины, сказочные предметы.
  • Или можно придумать что можно сделать из разных природных материалов (шишек, желудей), пластиковых бутылок, бисера или проволоки. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось и больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег и так далее.
  • Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей и совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу и вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.
  • Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может и лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и ребёнку.
  • Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные и развитая фантазия. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.
  • Подручные материалы. Мозаики, паззлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков и животными создадите настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, а то и вовсе закорючку на листе бумаги и предложить ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

Игра для детей — целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут ребёнку настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои — конечно, с целью развития его воображения. Игры для развития фантазии делают ум малыша более гибким. Ребенок с развитой фантазией сможет найти множество нестандартных путей для решения самых запутанных задач.
Сегодня существует масса всевозможных методических разработок, направленных на оказание помощи родителям в воспитании детей. Однако многие из этих методик противоречат друг другу. Однако все педагоги, практики и теоретики единодушны во мнении, что самое главное в воспитании детей – это любовь! С самых первых дней ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. Родители должны четко усвоить простую истину — детей счастливыми делает не наша зарплата. Они в первую очередь нуждаются в родительской заботе и любви.
Далее  расскажем о том, что может наносить его развитию довольно серьезный урон.
Сладости без ограничений. Любящие родители хотят, чтобы их дети ни в чем не испытывали недостатка. На столе огромная ваза с конфетами, пирожные в холодильнике – все это замечательно! Однако потом родители не должны удивляться, почему их дети ничего не едят, кроме сладостей. Соки, конфеты, печенье, пирожные перед едой полностью заполняют объем детского желудочка, провоцируя отказ от еды. Кстати, родители не должны забывать и о состоянии зубов маленьких сластен.
Электронные игры без ограничений. Компьютерные и электронные игры уже прочно вошли в нашу жизнь. Конечно, никто не станет оспаривать тот факт, что многие игры несут массу полезной информации и благотворно влияют на развитие детей. Однако, все хорошо в меру.
Самая главная опасность, которую таят в себе электронные технологии – это возникновение у детей игровой зависимости. Многие подростки, попав в такую зависимость, перестают интересоваться реальной жизнью и с «головой» уходят в виртуальный мир.
Конечно, родители не должны полностью запрещать электронные игры, но ограничивать время, проводимое за монитором, обязаны. Ведь многие дети становятся настоящими игроманами, у них пропадает аппетит, они забрасывают учебу, плохо спят. Дети, в отличие от взрослых, не знают меры. В некоторых, особо сложных случаях, родители вынуждены обращаться за помощью к психологам.
Игрушки-монстры в любом возрасте. Детская фантазия отталкивается от окружающей ее реальности. Однако во время игры она способна трансформироваться, поэтому уродливые куклы и трансформеры со злобными лицами не должны присутствовать в детской игровой комнате. Некоторые родители уверены, что куклы-уродцы помогают детям справляться со страхами. Однако большинство психологов считают, что помочь справиться с детскими страхами может только любящая мама. А куклы-монстры могут лишь нанести дополнительную травму детской психике.
В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.
Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем. Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанию ребенка уделяли мало внимания. Нужно помнить, что воспитание - это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира. Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.
Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами. Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.
Проблемные ситуации также возникают тогда, когда взрослые не понимают, не осознают, или отказываются решать свои внутренние конфликты, сложности и затруднения. Напряжение, которое за счет этого появляется, остается в бессознательном и бессознательно передается ребенку. Оно обладает неимоверной силой и напрямую, путем внушения, воздействует на детей. Это напряжение заставляет детей решать проблемы родителей за них, проживать их непрожитую жизнь. Например, один из родителей очень ранимый и неуверенный в себе человек, который прячется за маской активности, доминирования, успеха и подчинения других. Отказываясь увидеть в себе слабость и неуверенность, он пытаетесь заставить ребенка быть лидером, быть смелым и активным. Вместо этого ребенок говорит шепотом, боится проявить себя и, соответственно, начинает бояться самого родителя. Очень важно относится к детям со всем вниманием. Дети – это зеркало нас самих.
Это попытка родителей навязать свои правила жизни. Кстати, чаще всего желание заставить других жить по своим правилам возникает из-за того, что мы либо сами не живем по своим правилам, либо недовольны своими правилами.
Очень важно понимать, что есть разные стороны, что индивидуальность ребенка – это ценность, потому что он нужен такой, как он есть, а не такой, каким родители хотят его сделать. Возможно, он появился в жизни родителей и обладает такими качествами характера, для того, чтобы они что-то поняли о себе?