Детское музыкальное исполнительство. Пение.

Своё отношение к музыке ребёнок может проявить в исполнительских видах музыкальной деятельности. Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, активизируются умственные способности. В процессе пения улучшается физическое состояние. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определённое содержание, отношение к нему; с другой стороны- пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях, из этого следует, что прежде , чем разучивать с детьми песню , взрослому надо прочитать стихотворные текст самому.

Необходимо помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно.

Поэтому для занятий пением с дошкольниками необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:

– художественная ценность;

– доступность текста и мелодии;

– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

– соответствие интересам ребёнка.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию вокально-хоровых навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.

Виды певческой деятельности:

1.Пение для развития музыкального восприятия.

2.Исполнение песен:

-пение с сопровождением и без него;

-пение с собственным сопровождением;

-пение для сопровождения движений.

3.Пение упражнений для развития певческих навыков.

4.Песенное творчество:

-импровизация;

-сочинение мелодий к заданным текстам;

-сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимно влияние: исполнение и слушание, пение и упражнение, слушание песен и песенное творчество.

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Можно использовать в работе:

– утрированный показ;

– артикуляционную гимнастику;

– озвученную артикуляционную гимнастику;

– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.

При работе над звуковедением – добиваться кантиленного пения. Ннужно пресекать громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.

Пение является самым доступным видом исполнительства. В процессе пения развиваются как музыкальные способности детей, так и психические процессы. Обучение пению – этап очень длительный и сложный.