Инновационная деятельность

 

ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Актуальность, цели, задачи проекта

II. Схема факторов, влияющих на качество дошкольного образования

III. Схемы параметров, характеризующих качество дошкольного образования

IV. Механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования

V. Этапы реализации проекта

Приложения

 

I. АКТУАЛЬНОСТЬ

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени . Понятие качества раскрыто в законе (26.12.2012г.) «Об образовании в Российской Федерации». В статье 2: «Качество образования - это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека» . На основании обозначенного в законе РФ понятия «качество образования», на проекте Единой рамочной Концепции качества дошкольного образования, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральным государственным требованиям к условиям реализации ООП ДО разработан проект «Модель оценки качества дошкольного образования». Все схемы в проекте составлены по технологии Т.Бьюзена «Интеллект-карты».

Цель проекта:

 – разработать единый подход к оценке качества дошкольного образования.

Задачи проекта:

- обобщить факторы, влияющие на качество дошкольного образования;

- представить перечень параметров, характеризующих качество дошкольного образования;

- разработать и внедрить механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования;

- обобщить опыт работы по оценке качества дошкольного образования.

В настоящем проекте представлены параметры оценки качества дошкольного образования, которые встроены в реальную систему работы МАДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха», г. Екатеринбурга. Опыт работы по данной проблеме опубликован в сборниках:

- I международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономических исследований», статья «Реализация государственной политике в сфере дошкольного образования, как условие повышения конкурентноспособности ДОУ в МО «Город Екатеринбург». (Москва, октябрь 2012г.);

- международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология: тренды, проблемы и актуальные задачи», статья «Управление ДОУ в условиях модернизации образования» (г. Краснодар, март 2012г.);

- V международная научно-практическая конференция «Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика», статья «Барьеры доступа к дошкольному образованию. Анализ ситуации. Пути решения», (г.Новосибирск сентябрь 2012г).


ПРОЕКТ «Общественно-Активная «Академия Успеха» – ресурсный центр местного сообщества».

II СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Стратегические ориентиры развития МБДОУ ЦРР – детского сада №550 «Академия Успеха».

II. SWOT – анализ, программные мероприятия, ожидаемые результыты.

III. Стратегия /описание деятельности по реализации Проекта:

     1. Проект «Клиентоориентированность – ключ к успеху в создании маркетинговой стратегии развития МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха».

     2. Программа «Системный поход к мотивации персонала МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха»;

     3. Инновационный проект «Центр развития ребенка – открытая образовательная система»;

     4. Программа интеграции основного и дополнительного образования «Радуга Успеха»;

     5. Программа «Здоровый ребенок в любую погоду»;

     6. Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников «Планета Детства».

IV. Инновационный ресурс учреждения

V. Этапы реализации

VI. Риски.Устойчивость реализации Проекта

Введение

Проект развития МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха» до 2015 года разработан в соответствии с КОНЦЕПЦИЕЙ долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, Стратегическим планом развития МО «г. Екатеринбург» до 2020г., Стратегической программой «Образование – основа развития, залог успеха». В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Проект, разработанный на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс программ, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед МБДОУ ЦРР – детский сад №550 «Академия Успеха» в 2011-2015 годах. В Законе РФ «Об образовании» провозглашён принцип: «демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений» Обеспечить социально окрашенную ориентацию образовательного учреждения, а на её основе – максимальное самораскрытие и саморазвитие ребёнка и педагога – задача сложная. Для этого необходимо построить такую систему, которая обеспечит детям необходимые социально-педагогические условия для их жизнедеятельности. Готовность учреждения к сотрудничеству с семьёй и другими социальными институтами является одной из характеристик открытости, признаком демократичности.

ПРОБЛЕМА И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

«Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис не только существенно затормозил позитивные процессы в образовательной сфере, запущенные Законом РФ 1992г. «Об образовании», но и во многом вывел эту сферу за рамки государственных и общественных интересов. Образование, по сути, оказалось брошенным на произвол судьбы и вынуждено было заняться самовыживанием, всё более абстрагируясь от реальных потребностей страны. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Вышеперечисленные проблемы не могут быть решены системой образования в целом без осознанного и активного участия учреждений. Именно креативный потенциал педагогических работников, включённый в практическую экспериментальную и практическую деятельность, может предоставить реальную возможность определять образование с одной стороны, как социальное благо, а с другой, в качестве неотъемлемой части, результата и предпосылки экономического и культурного развития государства. Как показывает опыт мировой практики, наиболее эффективным решением ключевой проблемы – реформирование образования на основе эффективного взаимодействия образования с обществом и государством может стать реализация государственно-общественного характера управления. Моделью для реализации данной стратегии является Общественно-Активная «Академия Успеха».

Характеристики общественно–активной «Академии Успеха»: ̶

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ориентирована на сообщество, соответствующая ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы. ̶ Родители и другие члены сообщества активно вовлекаются в жизнь учреждения. ̶ Приветствуется атмосфера коллегиальности: родители и члены сообщества рассматриваются как партнеры. ̶ Учреждение приветствует стремление жителей сообщества всех возрастов к получению консультативной помощи по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. ̶ Все субъекты образовательного процесса принимают активное участие в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями. ̶ Ресурсы и возможности «Академии Успеха» подстраиваются под решение задач государственно-общественного характера управления. ̶ Ресурсы и возможности «Академии Успеха» открыты для их использования сообществом. ̶ Важная цель всех субъектов образовательного процесса – развитие в себе активной жизненной позиции и чувства принадлежности к сообществу. Очевидно, что деятельность общественно-активной «Академии Успеха», реализующей стратегию государственно-общественного характера управления, направлена на решение актуальных для данного этапа реформирования российского образования проблем:

1. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам.

2. Недостаточная развитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики.

3. Отсутствие условий для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.

4. Предоставление доступа к качественному дошкольному образова-нию для всех детей дошкольного возраста микрорайона Пионерский.

 

ПРОЕКТ«ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ «РАДУГА УСПЕХА"

Содержание

I.             Актуальность проекта

II.            Принципы построения образовательной среды

III.           Концепция

IV.           Модель образовательной среды

V.            Интеграция в образовательном процессе Центра

VI.           Инновация  проекта

VII.          Основные направления содержания   деятельности        

VIII. Поэтапное описание хода реализации проекта

 Приложение                                                                                                     

 1.     Краткая аннотация содержания образовательных курсов;

 2.     Интеллект – карты.

I.   АКТУАЛЬНОСТЬ

Инновация предлагаемой разработки в использований современных технологий для построение целостной системы образовательного процесса Центра[1].

Каждая интегративная модель уникальна, вариантов слияния множество. Нами создана такая модель, в основе которой заложена интеграция содержания основной общеобразовательной программы и дополнительного образования. При этом последнее становится равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое ориентировано на создание условий для развития творческих способностей, одаренности детей в различных областях. Данная модель является привлекательной для родителей и детей, которые находят здесь прекрасную возможность всестороннего развития, соответствующего современным запросам общества.

Опыт работы по данному проекту был представлен:

- на августовской городской конференции педагогических и руководящих работников в 2012г.;

- проект был отмечен почетным знаком «Победитель» в конкурсе Национальной премии «Золотой фонд Российского образования» 2012г.;

- получено экспертное заключение от Издательского дома Инновации и эксперимент в образовании, составленная Сиденко А.С., к.п.н., профессором кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГОУ ДПО АПК и ППРО, подписанная 17 мая, 2012г, протокол №5.;

- каждый курс данного проекта был представлен на экспертизу конкурсов: «Элита Российского образования»; «Золотой фонд Российского образования», «Образовательный потенциал России» и был отмечен высокими наградами конкурсов (Дипломы Первой степени)[2].

 

Цель проекта :

комплексное изменение инновационной образовательной среды для оптимизации развития способностей  воспитанников ко всем формам продуктивной деятельности. 

Задачи: 

- сформировать образовательную среду учреждения, стимулирующую детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребенка;

- обеспечить равноценное развитие спортивных, прикладных, социальных, художественных, интеллектуальных и эстетических способностей.

- обеспечить право выбора ребенком содержания, средств, форм выражения, партнеров по деятельности.

- создать условия для воспитания и развития детей с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей.

- создать условия для использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;

  - расширить социальное пространство учреждения (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);

- диверсификация спектра дополнительных образовательных услуг;

Новизна

- комплексное изменение инновационной образовательной среды как ведущего условия развития способностей воспитанников Центра.

Планируемые преобразования инновационной образовательной среды:

  • изменения в содержании образования в соответствии с целями проекта: пересмотр и отбор форм, методов и технологий, используемых в образовательном процессе Центра;
  • изменения в содержании воспитания: создание и апробация индивидуальных программ, воспитательных систем;
  • повышение конкурентноспособных преимуществ Центра за счет обновления содержания образования.

 II.  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Гуманизации – содержание, через которое процесс воспитания и обучения органически входит в процесс развития.

Демократизации – возможность каждому ребенку развиваться на своем уровне (право выбора).

Гуманитаризации – необходимо сформировать целостную картину мира, т.е. сформировать базис личностной культуры (представления об окружающей природе, общественной жизни, «Я» в этом мире) дифференциация и индивидуализация - можно обучать разных детей (уровневый подход).

Развивающий характер – этот принцип реализуется через деятельность в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Непрерывность – возможность осуществлять преемственность педагогического взаимодействия с ребенком (детский сад – начальная школа – гимназия).

Адаптивность – приспособляемость к определенным условиям и возможностям ребенка.

Системность – все компоненты взаимосвязаны и обусловлены.

Управляемость – возможность постоянно совершенствовать образовательную среду на основе мониторинга.

III.  КОНЦЕПЦИЯ

 В основе лежит идея создания ситуации успеха в деятельности для каждого ребенка и как результат – успех ребенка.