Страничка инструктора по физической культуре

Малыши покоряют спорт

С какого возраста, и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?

С таким вопросом часто обращаются к тренерам родители. И нередко удивляются, когда слышат в ответ «Давно пора!».

Разумеется о настоящем спорте говорить в дошкольном возрасте еще рано , но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям. Программа в детском саду уже начиная с трехлетнего возраста предусматривает спортивные развлечения: лыжи, бадминтон, городки, теннис.

Доступность и полезность игр, а так же спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов. Все это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к прекрасному миру движений. Но делать это нужно продуманно, гибко, без срывав, на строгой медицинской и педагогической основе, исходя из интересов, здоровья ребенка и его гармонического развития.

Прежде чем приступить к регулярным занятиям, ребенок должен пройти в детской поликлинике тщательный медицинский осмотр с целью определения состояния его здоровья и уровня физического развития. А затем в течении года ему необходим систематический медицинский контроль. Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и спортивные развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития детей: рост, вес, грудная клетка, органы дыхания. Родителям доступен этот метод контроля и в домашних условиях, достаточно лишь проконсультироваться в детской поликлинике и время от времени записывать физиологические изменения, и сравнивать затем со средними, специально разработанными показателями для соответствующего возраста.  

Подвижная игра как средство формирования личности.

             Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В играх ярко отражается быт, труд, образ жизни людей, формируются представления о чести, смелости, ловкости, выносливости. Появляется необходимость проявить смекалку , выдержку, творческую задумку, волю и стремление к победе.

Такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский призывали собирать и описывать подвижные игры для передачи знаний последующим поколениям.

Игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольника. У них формируется устойчивое, заинтересованное, положительное отношение к игре, создается эмоционально положительная основа для развития физических качеств.

По содержанию подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Поэтому игра признана ведущим видом деятельности дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники отражают в условно-игровой форме, способствующей перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «У медведя во бору») и т.д. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в ней персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Следует помнить, что главная задача научить детей играть активно и самостоятельно. В этом случае они сами в любой игровой ситуации смогут приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из ситуации и принимать решения, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретут те важные качества, необходимые им в бедующем.

Двигательная активность и здоровье ребенка.

 

Одной из важных задач общества является формирование здорового подрастающего поколения.

В настоящее время проблема здоровья детей особенно актуальна.

Что же такое здоровье ребенка?

Медицина рассматривает понятие здоровья ребенка как определение трех видов состояния: физическое, психологическое, нравственное. Рассмотрим подробнее физическое здоровье.

Здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое ребенок производит в течение всего бодрствования.

Двигательной активностью является: бег, ходьба, лазание, прыжки, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может расти и развиваться правильно.

Исследования Н.М.Щелованова показывают: чем разнообразней движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию.

Во время ходьбы, лазания, бега и других движений ребенок сталкивается с предметами, познает их (тяжелый, мягкий, короткий и т.п.)Так же учиться ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями как далеко, высоко, близко и т.д.

Важно так организовать жизнь ребенка, чтобы он полностью удовлетворял свою потребность в движении, так же следует отметить, что потребность в движении у все детей разная.

По уровню подвижности можно выделить три группы: дети средней, малой и большой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются ровным и спокойным поведением. Среди детей большой подвижности встречаются с нормальной физиологической для них интенсивностью движений. Но есть дети с чрезмерно высокой активностью, они быстро утомляются, суетливы, и им трудно выполнять точные движения.

При правильной организации двигательной активности в семье и дошкольном учреждении ребенок растет и развивается в соответствии со своим возрастом.

 

Держите спину ровно!

Осанка – это положение, в котором человек держит свое тело. Правильная осанка – это расправленные плечи, выпрямленная спина, приподнята голова. Если Ваш ребенок ходит, опустив плечи , голову и сгорбившись – время побеспокоиться.

Неправильная осанка ухудшает работу внутренних органов и чаще всего вызывает искривление позвоночника. Нарушение осанки возникает по многим причинам, а не только из-за неправильного положения позвоночника во время сидения или работы за столом. Наследственная предрасположенность, травмы, неправильное положения ребенка во время сна – все это влияет на формирование правильной осанки.

Главной причиной нарушения осанки у дошкольников и школьников младшего возраста является недостаточно развитые мышцы живота и спины.

Как следствие – ребенок не может сохранять правильное положение тела, начинает сутулиться или сгибать туловище.

Для сохранения здоровья спины возьмите пару гимнастических упражнений на заметку:

  • Стоя у стены, прижать к ней ягодицы, лопатки и пятки.

Развести руки на уровне плеч, скользить ими по стене, ладони вперед, мышцы спины и рук напряжены.

Расслабиться, опустить руки.

  • Лежа на спине поднять ноги на 45 градусов и начинаем крутить педали велосипеда.

Сделать 5-10 вращений, затем опустить ноги на пол, 5 секунд – отдых. Повторить 10 раз.

  • Лечь на фитбол бедрами, упираясь в ладони и носки.

Ноги расставлены на ширине плеч.

Плавно (на 4 счета) поднять ноги одновременно, задержать на 2 секунды, медленно опустить.

Повторить упражнение 15 раз.

Правильная осанка у дошкольников и школьников позволит сохранить их здоровье в будущем! Будьте здоровы!

 

Зимняя прогулка

Все родители задумываются над тем, в какие игры можно поиграть с ребенком на свежем воздухе. Обычная зимняя прогулка с ребенком может превратиться, как по волшебству в удивительный досуг, ведь снег дарит родителям и детям уникальную возможность вовсю насладиться всеми прелестями и радостями зимних забав. Помимо традиционных зимних развлечений, существует масса увлекательных и интересных игр для детей различного возрастной группы, которые позволяют ребенку творчески развиваться и активно двигаться.

Игра «Не попадёшь». Старайтесь попасть снежком в сапожки ребёнка, а он должен уворачиваться или отбегать в сторону. Главное- чтобы ни один снежок не попал в цель.

Игра «Кто дальше». Для этой игры зимой с ребенком Вам нужно слепить много снежков. Встаньте вместе с ребенком на одной линии и начинайте кидать снежки. У кого улетит дальше тот и победитель.

Активных прогулок!


Физкультура дома - интересно, забавно, полезно, здорово.

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка. Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Интерес у ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями ДОУ и родителей. Важно поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой не только в детском саду, но и дома.

Рекомендации, которые помогут сделать домашние физические упражнения интересными и полезными:

• для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать ребенка к выполнению разнообразных упражнений;

• одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком, в трусиках и хлопчатобумажной футболке;

• для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему, хвалите: «Молодец! Ты прыгаешь дальше мамы (или папы)!»;

• упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, папа говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко - далеко и высоко - высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет»;

• если ребенок старшего дошкольного возраста – устраивайте соревнова-ния по принципу «Кто скорее добежит» или организуйте сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Во время занятий будьте очень внимательны к ребенку. Отмечайте, что для него трудно, что нравится делать больше, а что меньше. Хвалите его даже за маленькие победы над собой, стимулируйте к преодолению трудностей, прививайте сознание того, что только упорством, трудом и настойчивостью можно добиться поставленных целей. Если вы видите, что сын или дочь не в состоянии выполнить то или иное задание, незаметно упростите его и порадуйтесь успеху вместе с ними. Пусть будет больше успехов, чем неудач. Для воспитания устойчивого интереса к физическим упражнениям, тренировке, важно, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что с каждым занятием он становится более ловким и умелым.

ПОМНИТЕ! Ни тренировка в спортивной секции, ни проводимые в детском саду занятия, игры и другие физкультурно - оздоровительные мероприятия не заменят семейных занятий, поскольку в отношении к физической культуре для ребенка нет более авторитетного примера, чем пример родителей. А наградой за Ваш труд будут хорошее здоровье, организованность и активность вашего ребенка.

Безопасность детей на прогулке в зимний период

Ура! Зима! Сказочное время года!

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям и взрослым. С нетерпением ждём снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты. И чтобы радость детей и родителей в зимнее время года не омрачали травмы и простуда, в этом помогут простые правила.

ОДЕЖДА ДЛЯ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ

Надо помнить главное: 

- ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! 

- одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. 

- зимняя обувь как и любая другая, должна быть удобной.

- даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штаны, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. 

к варежкам или перчаткам, пришейте резинку, чтобы не потерять.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

У каждой зимней забавы есть и свои правила безопасности.

Катание на лыжах

В целом, катание на лыжах - наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на коньках

В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

• катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах;

• не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик;

• падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду;

• не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

Катание на санках, ледянках

Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову. Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.

Игры около дома

Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть. Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень, либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до мусорки – да все что угодно! Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь. При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!

Уважаемые родители, помните! Безопасность наших детей зависит от нас!


 

Все на лыжи

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. В нашем Центре проходят занятия по физической культуре на свежем воздухе, где дети учатся ходьбе на лыжах. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с четырехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Ходьба на лыжах не только закаливает организм, а это еще довольно приятное занятие. И поэтому наши дети с большим удовольствием и радостью посещают занятия по физической культуре. А самое приятное, когда ребенок делится своей радостью, что ему купили лыжи и всей семьей они катались на них... Вот оно счастье!!! « ВСЕ НА ЛЫЖИ!!! И УДАЧНОЙ ВАМ ПРОГУЛКИ!!!»